15 шаабана является значительной датой и для суннитов и для шиитов. Шииты, однако, имеют свою собственную причину для описания значимости этой ночи. Для них эта ночь рождения их 12-го имама, Скрытого Махди. Кто же этот Махди, чье возвращение в мир так страстно ожидаемо шиитами, и вера в чье существование в оккультных формах так внедрено в шиитское сознание? До того как будет дан адекватный ответ на этот вопрос, необходимо понять некоторые аспекты, касающиеся шиитской доктрины имамата. История шиитского Махди. Сущностью шиитского вероубеждения является вера в то, что духовное и временное руководство этой общиной после смерти пророка (мир ему) принадлежало имаму, который назначался, как пророк, Аллахом, и который обладал всеми особенностями и привилегиями пророка. Между тем, они верят, что имамат, в отличии от пророчества, никогда не может прийти к своему концу. В этой связи хорошо известен шиитский хадис, который говорит: “мир не может существовать без имама”, и другой который говорит: “если бы земля находилась без имама хотя бы один день, то она бы погибла ”. Поэтому, когда случилось, что первый, кто на их взгляд являлся имамом, Али, да будет доволен им Аллах, покинул этот мир, возникла проблема. Некоторые из тех, кто считал себя его последователем, заявили, что он на самом деле не умер и что он вернется, чтобы установить правосудие. Другие сказали, что он передал имамат своему сыну Хасану, который затем передал имамат своему брату Хусейну. Когда Хусейн умер, появились те, которые заявили о подчинении его другому брату Мухаммаду (известному как ибн Аль Ханафия), как их имаму. Когда он умер, его последователи заявили, что на самом деле он жив, и он вернется в должное время. Другие среди шиитов взяли сына Хусейна, Али, известного под именем Зайн Аль Абидин, как их имама, и по его смерти перенесли свою покорность его сыну, Мухаммаду Аль Бакиру. Когда Аль Бакир умер, вновь появились те, которые отрицали его смерть и заявили, что он вернется однажды, в то время как другие посчитали Джафара ас Садика их имамом. Когда он умер, возникло большое смущение среди шиитов: каждый из его сыновей – Исмаил, Абдулла, Мухаммад, Закария, Исхак и Муса были названы различными группами шииитов их имамами. Вдобавок среди них была группа, которая верила, что Джафар на самом деле не умер и что он однажды вернется. Более или менее эта ситуация повторилась и при смерти его сына Мусы. Некоторые из шиитов отрицали его смерть, веря, что он вернется, посчитали своим новым имамом одного из его сыновей. Некоторые из них выбрали Ахмада, в то время как другие выбрали Али ар Риду. После него они объявили своим имамом его сына Мухаммада аль Джаввада (ат Таки), а после него его сына Али аль Хади (ан Наки). После смерти Али аль Хади они взяли его сына Хасана аль Аскари, как их нового одиннадцатого имама. Смерть Хасана аль Аскари. Теперь мы остановимся на 254 г.х., когда основное течение шиитов приняли своим имамом 22 летнего Хасана, сына Али аль Хади, 10-го потомка Али и Фатимы, да будет доволен ими Аллах. Шестью годами позже, в 260 г.х. Хасан аль Аскари, в очень молодом возрасте, скончался в своей постели, но в отличии от своих предков не оставил потомство, никого, кого бы шииты могли назвать своим новым имамом. Шииты, которые считали своим имамом Хасана аль Аскари, очутились в замешательстве. Означало ли это конец имамата? Окончание имамата означало конец шиизму. Были ли они готовы для этого? Смущение, которое царило среди шиитов после смерти Хасана аль Аскари, отмечено шиитским писателем Хасаном ибн Мусой ан Наубахти, который насчитал в общем 14 сект среди последователей Хасана аль Аскари, каждая с различным взглядом на имамат и признаков нового имама. Должно быть отмечено, что Наубахти жил в это время, когда все это имело место. Другой шиитский писатель Саад ибн Абдулла аль Кумми, который так же жил в этот период, насчитал 15 сект, а веком позже историк аль Масуди расширил их число до 20 отдельных групп. Направления. Было четыре основных направления среди этих многочисленных сект: Это были те, кто принимали смерть Хасана аль Аскари как факт, и принимали тот факт, что он не оставил потомства. Для них имамат подошел к концу, так же как пророчество завершилось после смерти пророка (мир ему). Однако среди них были и те, кто держался веры в приход нового имама. Второе течение отрицало смерть Хасана аль Аскари и заявляло, что он должен прийти в будущем и установить правосудие на земле. Мы уже видели распространение этой идеи среди шиитов, поэтому было бы логичным ожидать вновь всплытие на поверхность подобного мнения в такой критический момент, как смерть Хасана аль Аскари. Третья группа считала, что имамат перешел к ветви брата Хасана- Джафару. Четвертая секта заявила, что на самом деле у Хасана аль Аскари был сын. Это последнее мнение и стало безраздельно господствовать среди шиитских групп. Исчезнувший сын. Это течение посеяло личности, которые представляли себя как представители имамов, и которые контролировали сеть покрывшую различные части Исламской империи, сеть задачей которой было собирать деньги во имя имамов семьи пророка (Ахль Бейт) Все последователи имамов были обязаны платить одну пятую своих доходов представителям имамов. (Эта практика продолжается и по сей день). Во главе этой сети стоял человек зовущийся Усманом ибн Саидом аль Амри. Его манера решения неприятностей была уникальна: Хасан аль Аскари умер, но он не был бездетным. У него был 4-х летний сын, Мухаммад, с которым никто, кроме него- Усмана ибн Саида, не имеет связи. И поэтому он будет действовать как представитель (вакиль) Скрытого Имама и собирать деньги в его имя. В виду того, что собственная семья полностью игнорировала существование любого ребенка Хасана, его имущество было разделено между его братом Джафаром и его матерью, Усман ибн Саид и его последователи отреагировали осуждением Джафара как Каззаба (Лжеца). С течением времени была привнесена фантастическая история о союзе между Хасаном аль Аскари и римской рабыней, чье имя варьировалось то Нарджис, то Саусан или Мулайка. Она упоминалась как дочь Юшаа (Джошуа), римского императора, который якобы являлся прямым потомком апостола Симона Петра. Однако история показывает, что никогда не было римского императора с таким именем. Римским императором в то время был Василий Первый, и ни он ни кто-либо еще из императоров не был известен как потомок Петра. Легенда говорит о ее захвате мусульманской армией, о покупке ее Хасаном аль Аскари, о ее чудесной беременности и тайном рождении сына, о чем никто кроме Усмана ибн Саида и его клики, ничего не знал. Все что касается этого ребенка упаковано в густой мрак и непроницаемое облако чуда. Четверо представителей. Усман ибн Саид оставался “представителем Скрытого Имама” определенное количество лет. Все это время он был единственной связью между шиитами и их имамом. В течении этого времени он снабжал шиитскую общину такией, или написанными сообщениями, которые, как он заявлял, были написаны ему Сокрытым Имамом. Многие из этих посланий сохранились в книгах, таких как “Китаб аль Гайба” ат Туси, где осуждались претенденты на роль представителей, которые показывают какую выгодную позицию создал для себя Усман ибн Саид. Шиитская литература разделяет занятие Усмана ибн Саида как представителя и наполняется справками о деньгах, которые он собрал с шиитов. Когда Усман ибн Саид умер, его сын Абу Джафар Мухаммад создал письменные сообщения от Сокрытого Имама, в которых он сам себя назначает вторым представителем, позиция в которой он продержался 50 лет. Он так же как и его отец договорился с несколькими соперниками оспаривающими его место, а послания, которые он регулярно создавал, чтобы избавиться от них и подкрепить собственную позицию, продолжали поддерживать его в глазах доверчивой шиитской публики. Он завещал свою должность Абуль Касиму ибн Рауху ан Наубахти, отпрыску могущественного и влиятельного семейства в Багдаде. До того, как наследовать Мухаммаду ибн Усману, Абуль Касим ан Наубахти стал его главным помощником в собирании одной пятой налогов с шиитов. Как и его двое предшественника, он так же договорился с соперниками, один из которых, Мухаммад ибн Али аш Шалмагани обычно являлся его соучастником в этом деле. Он сообщил в книге Абу Джафара ат Туси “Китаб аль Гейба”: “Мы точно знали что мы есть вместе с Абуль Касимом ибн Раухом. Мы обычно сражались как собаки по этой причине (быть представителями).” Когда Абуль Касим ан Наубахти умер в 326 г.х. он завещал свое место Абуль Хасану ас Самарри. Там где первые три представителя были хитрыми манипуляторами, Абуль Хасан ас Самарри заслужил честь считаться более совестливым человеком. В течении его трехлетнего срока в качестве представителя послания внезапно прекратились. Когда на смертном ложе его спросили кто будет следующим, он ответил, что Аллах Сам решит это дело. Возможно это должно восприниматься как отказ с его стороны от все увеличивающегося обмана, который не может тянуться слишком долго? Он так же создал сообщения в которых имам заявляет, что с этого дня до дня его пришествия он никогда не будет увиден, и что кто-бы не заявил, что видел его в это время это лжец. С этого момента, после приблизительно 70 лет, последняя “Дверь связи” со Сокрытым Имамом закрылась. Шииты назвали этот период, в который они контактировали с их Сокрытым Имамом через его представителей-налогособирателей, Малым Сокрытием (аль Гайба ас Сугра), а период от смерти последнего представителя Великим Сокрытием (аль Гейба аль Кубар). Великое Сокрытие уже продолжается свыше тысячи лет. Действия представителей. Когда классическую шиитскую литературу, в которой очерчены действия четырех представителей, одно постоянно бросается в глаза - постоянное обращение к теме денег. Они почти всегда упоминаются в связи с посланиями и сбором “имамских денег” его лояльными шиитскими последователями. И шокирующий недостаток любых других действий в академической или духовной сфере. Ни один из четырех не оставил какую-либо книгу, несмотря на то, что они были единственной связью с последним Имамом, единственным хранилищем наследства посланника Аллаха. Когда мы будем рассматривать основные источники на которых базируется шиитская вера, мы увидим, что наибольшая часть из них была написана после начала Великого Сокрытия. Эти работы как все написанные в течении последних лет Малого Сокрытия, содержат скудные ссылки на любого из четырех представителей как передатчиков от Скрытого имама. Вместо этого они наполнены тысячами сообщений, которые отсылают назад, к другим каналам, к пятому и шестому имамам. Это тем более странно, что такой человек как Усман ибн Саид аль Амри заявляет, что он был близок к 10-му и 11-му , так же как и к Сокрытому 12-му имаму, и на факт того, что его сын остался единственной связью шиитской общины с их имамом на пол века. Разве не было лучше и более достоверно для такого автора как аль Кулайни сообщить хадисы имамов от Скрытого Имама через его представителей, которые жили в Багдаде в то же время как и он, чем выводить все от 5-го и 6-го имамов через мириад сомнительных цепочек? Но естественно, он не сделал этого, поскольку действия этих представителей не имели общего с наследством Ахль Бейт кроме как собранием богатства во их имена. В свете того факта, что шииты объясняют необходимость Имамата в виде нужды в непорочном руководителе, который служит как хранитель наследия Ахль Бейт, выясняется абсолютная несовместимость этого руководителя не оставившего своего собственного наследства при помощи наследства Ахль Бейт, которое было бы известно. Несмотря на факт того, что непорочные руководители предположительно существовали, но именно благодаря таким порочным личностям как Мухаммад ибн аль Якуб аль Кулайни шииты обязаны этому наследству. Вот только кусочек информации, который пришел к нам при взгляде на достоверность хадиса о наследстве Сокрытого Имама, который был записан Ака Мухаммадом Бакиром Хвансари в его книге “Раудат аль Джаннат”. Он пишет, что книга Кулайни была представлена Сокрытому имаму, который взглянув на нее произнес: “Хаза Каафин ли Шиатина” (Это достаточно для наших шиитов). Так книга получила свое имя. Сообщение подобное этому создает огромную проблему. Это показывает легализацию содержания книги “Кафи” непорочным имамом. Однако 9 столетий назад шиитский мухаддис Мулла Мухаммад Бакир Маджлиси, продекларирует в его комментарии “Мират аль Укуль”, что 9485 из 16121 сообщений неприемлимы. Что же знает Маджлиси, чего не знал непорочный имам в книге, которую он удостоверил, 60% содержания которой позднее выяснилось недостоверным? Заключение Иракский шиитский ученый Мухаммад Бакир ас Садр находит доказательства существования Сокрытого Махди в том, что он называет “опыт общины”. Существование Сокрытого Имама, он основывает, на опыте общения шиитской общины через послания которыми ее снабжали представители. Тупик этого аргумента лежит в факте того, что личный опыт может быть сомнителен, но никак не опыт всей общины. Однако, ярким недостатком в этой линии понимания является удобное положение части представителей как личное посредничество. Община никогда не имела привилегию видеть или встречать личность в которую они верили как автора посланий. Их познание было ограничено получением того, что изготовят представители. Ни для кого нет возможности избежать того факта, что существование Сокрытого Имама базируется ни на чем ином как принятие слов представителей. Действия этих представителей более всего показывают, что они были обуреваемы желанием обладать, а не благочестивыми чувствами. Итак когда шииты празднуют рождение их 12-го имама в ночь на 15 шаабана, или когда они обращаются к хадисам суннитов, которые говорят о 12-ти халифах как их 12-ти имамах, позвольте спросить их на какой основе они принимают существование 12-го ? История является свидетелем о существовании 11-ти людей в этой особенной линии наследства, но когда мы доходим до 12-го, все что мы имеем это заявления людей, чья деятельность во имя их Сокрытого Имама дает нам все причины сомневаться в их правдивости и честности. В исламе положение веры никогда не может базироваться на доказательстве подобного рода. Перевод с английского: Ислам Яблоков.
|